До 40% крупных госзакупок проводится с нарушениями

Миллиардные сделки с государством заключают одни и те же поставщики. Почти 40% крупнейших сделок по госзакупкам на суммы более 1 млрд руб. проходят с нарушением свободного доступа к госзаказам. К такому выводу пришли эксперты Национальной ассоциации институтов закупок (НАИЗ) по итогам 2013 года.

Всего за 2013 год было размещено 233 лота на общую сумму 574 млрд руб. Из них почти в 70% случаев контракты заключались с единственным поставщиком. «Это не является нарушением в чистом виде, но вызывает вопросы», — говорят в НАИЗ.

Признаки ограничения конкуренции обнаружились в 38% случаев (88 процедур). Большая часть нарушений (27% заказов) связана с неправильным размещением документации, которую публикуют не полностью или с опозданием. «Компании не могут принять участие в торгах: они либо совсем не получают информацию о проходящих закупках, либо получают ее слишком поздно, когда уже нет возможности подготовить все документы или они не проходят по каким-либо другим формальным критериям, — пояснил РБК гендиректор НАИЗ Сергей Габестро. — Это ограничивает доступ независимых компаний к крупнейшим госконтрактам, а победителем становится «свой» поставщик». Особенно это касается Роскосмоса и сферы дорожного строительства, говорит представитель НАИЗ.

Еще около 5% сделок проходит в предельно сжатые сроки, что лишает независимых поставщиков шансов на заключение контракта. Такую схему практикует Минздравсоцразвития. В 2012 году ведомство Вероники Скворцовой провело серию закупок медикаментов на несколько миллиардов рублей. В каждом лоте были указаны сжатые сроки поставки (15—20 дней) лекарств в 95 точек по всей России, говорит представитель НАИЗ. Особым условием был 10-процентный штраф от стоимости недопоставленного товара при нарушении сроков.

В 2013 году ситуация повторилась. «Чтобы выполнить такой контракт, нужно заранее закупить необходимое количество только что изготовленных медикаментов, так как дополнительно установлены требования по сроку годности продукции», — считает представитель НАИЗ. Представитель пресс-службы министерства вчера не смог предоставить комментарий, сославшись на нерабочий день, но пообещал сделать это сегодня.

По новому закону о ФКС, вступившему в силу с 1 января 2014 года, каждая госзаупка свыше 1 млрд руб. должна пройти обязательную процедуру общественных обсуждений, а регионы имеют право проводить через слушания и более мелкие контракты.

Качественная общественная экспертиза позволяет увеличить долю конкурентных закупок и их эффективность, считает Габестро. В качестве примера он указывает конкурс строительства объекта, на котором департамент госзаказа Ямало-Ненецкого АО из всего технического задания представил только ТЗ на подключение видеонаблюдения за ходом строительства, но после замечаний экспертов ему пришлось опубликовать недостающие документы. По итогам аукциона среди двух компаний начальная цена контракта — 3,7 млрд руб. — снизилась до 2,7 млрд. Департамент Москвы по конкурентной политике сэкономил 5,2 млрд руб. (11% от суммы заказов), когда привел в порядок документы по закупке услуг по обращению с крупногабаритным мусором.

«Общественный контроль не позволит проводить закупки под конкретного поставщика», — говорит Максим Черемисов из Минэконромразвития. Обсуждение будет начинаться уже на этапе планирования, по его итогам можно будет отменить закупку, кроме того, установлено, что очный этап общественного обсуждения должен проводиться исключительно по местонахождению заказчика. «Были прецеденты, когда очный этап практически на полярной станции объявляли, теперь этого не будет», — обещает чиновник.

Вернитесь на главную или воспользуетесь картой сайта.