Законопроект о введении саморегулирования в негосударственной экспертизе скоро поступит в Госдуму

Проект закона о введении саморегулирования в сфере негосударственной экспертизы прошел все межведомственные согласования и сейчас передан в Комиссию по законопроектной деятельности Правительства. После этого он будет направлен в Государственную Думу. Об этом было заявлено на состоявшейся 23 ноября в Москве конференции «Реформирование негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в свете изменений в законодательстве»

 

В ее работе приняли участие президент НОПРИЗ Михаил Посохин, начальник «Главгосэкспертизы» России Игорь Манылов вместе с руководителями ряда структурных подразделений учреждения, представители Минстроя, Ассоциации экспертных организаций в строительстве и ведущих экспертных фирм. Отрывая конференцию, Михаил Посохин рассказал о состоявшемся 13 ноября совещании у вице-премьера Дмитрия Козака, которое было посвящено согласованию данного законопроекта с Минюстом, Минэкономики, Росаккредитацией и НОПРИЗом. По словам М.Посохина, все имевшиеся разногласия были урегулированы, в ходе дискуссии «нам удалось доказать целесообразность включения экспертных СРО в НОПРИЗ».

В соответствии с положениями законопроекта, продолжал он, НОПРИЗ наделяется полномочиями по ведению единого реестра членов СРО в области негосударственной экспертизы и Национального реестра специалистов в этой области. Минстрой России наделяется полномочиями по утверждению перечня направлений подготовки экспертов.

Законопроект утверждает минимальные требования на право подготовки экспертных заключений, предусматривающих наличие в штате не менее 5 аттестованных специалистов, а также создание системы гражданской ответственности. Экспертные организации обязаны создать 2 компенсационных фонда – возмещения вреда и обеспечения договорных обязательств.

М.Посохин сообщил также о поручении Д.Н. Козака доработать законопроект, предусмотрев в нем переходный период длительностью 180 дней со времени принятия закона. После его истечения экспертные организации будут иметь право осуществлять свою деятельность только в рамках СРО.

Выступивший вслед за президентом НОПРИЗ И.Манылов подчеркнул важность внедрения технологических преобразований в работу экспертов и проектировщиков, скорейшего отказа от бумажной технологии, которая, по его словам, уже несовместима с запуском ЕГРЗ и всей современной структурой документооборота.

Конкретизацией его слов стали выступления руководителей структурных подразделений «Главгосэкспертизы» Александра Плескачева, Виктории Эркеновой и Дмитрия Минакова. Они рассказали не только о технических возможностях работы Единого государственного реестра и передачи в него экспертных заключений и проектной документации, но и о правовых аспектах использования переданных туда материалов в качестве проектов повторного применения. При этом было подчеркнуто, что правом отбора таких проектов, особенно экономически эффективных, будет наделен Минстрой, который сможет предлагать их государственным заказчикам.

Все три представителя Главгосэкспертизы, а также разработчик системы Марина Балакина обратились с призывом к экспертному сообществу принять активное участие в тестировании системы ЕГРЗ, чтобы быстрее овладеть необходимыми навыками. Они также охотно откликнулись на предложение президента АЭОС Андрея Акимова регулярно проводить консультации и веб-семинары с заинтересованными организациями.

Подробные статистические выкладки об объемах и доли средств, вкладываемых государством и населением в строительную сферу, привел в своем выступлении первый вице-президент НОПРИЗ Анвар Шамузафаров. По его данным, сейчас на долю населения при финансировании жилищного строительства приходится 88,5 процентов средств, а доля жилищного фонда в собственности граждан составляет свыше 91 процента. Самые значительные средства, направляемые в основной капитал – это частные средства инвесторов, доля государства составляет только 16 процентов. Это, по его словам, требует изменения и роли негосударственных экспертных организаций, созданных при государственных субъектовых экспертизах. При незначительности финансовых средств в этом сегменте рынка, неизбежен их отсев. Поэтому, по его мнению, вполне оправданно положение законопроекта о запрещении создания таких негосударственных экспертиз.

На это последовала реплика И.Манылова, который заявил, что он не разделяет такую точку зрения и намерен отстаивать право субъектовых государственных экспертиз на сохранение нынешних форм работы. Пока, подчеркнул он, никакого ущерба от деятельности таких организаций не зафиксировано.

Этот спор впоследствии своеобразно резюмировал глава комитета НОПРИЗ по экспертизе и аудиту Александр Вронец. Он заявил, что действительно, по новому законопроекту субъектовым органам госэкспертизы запрещено создавать негосударственные экспертные организации, но нет законодательного запрета на создание таких организаций группами экспертов.

В своем докладе А.Шамузафаров предложил также расширить сферу деятельности государственной экспертизы. Он выразил сожаление, что уже много лет она не занимается рассмотрением генеральных планов городов и территориальным планированием, которые даны на откуп местным властям, что зачастую приводит к непоправимым градостроительным ошибкам.

В выступлении главы комитета НОПРИЗ по экспертизе А.Вронеца была также приведена актуальная статистика численности экспертных организаций. По его данным, сейчас в стране насчитывается 12 филиалов Главгосэкспертизы, 80 субъектовых государственных экспертиз и менее 400 негосударственных. По мнению выступающего, важной задачей СРО экспертов должна стать разработка стандартов экспертной деятельности, что должно не только повысить качество работы, но и избавить рынок экспертизы от сомнительных организаций.

Пресс-служба АЭОС