Важный шаг на пути повышения безопасности строительства

Около сотни представителей экспертных организаций, государственных органов, СРО строительной сферы приняли участие в Круглом столе «Строительный контроль: проблемы и решения», организованном ФАУ «Роскапстрой» 9 августа по случаю Дня строителя в РФ в московской гостинице «Украина»

 

Выступивший перед его участниками первый заместитель Министра строительства и ЖКХ России Леонид Ставицкий рассказал о трудных этапах становления ФАУ «Роскапстрой», об огромных задачах по реформированию всей системы управления строительством. Отдельно им был выделен вопрос введения в законодательное поле расчета стоимости и уточнения функций технического заказчика, строительного контроля и повышения качества подготовки экспертов-профессионалов в строительстве.

Профессиональным и организационным задачам экспертного сообщества в настоящее время было посвящено выступление президента Ассоциации экспертных организаций, генерального директора ООО «Центрэкспертиза» Андрея Акимова.

Безопасность строительства, подчеркнул он, зависит не только от качественно проведенной экспертизы проектов, но и от целостной системы экспертизы и строительного контроля, которая нуждается в совершенствовании.

Ибо сейчас экспертиза проходит на стадии проекта, стройка основывается на чертежах стадии рабочей документации. Зачастую рабочая стадия достаточно сильно, радикально и неоднократно меняется в процессе строительства, а необходимо, чтобы за всеми изменениями был постоянный контроль и надзор. В настоящее время эту функцию осуществляет, иногда не всегда, государственный строительный надзор. Этот разрыв непрерывности контроля порой вкупе с проектными ошибками и недостаточной изученностью природных условий приводит к печальным последствиям, подчеркнул Андрей Акимов.

Демонстрируя слайды с изображением крупных аварий на строительных объектах последних лет – аквапарка «Трансвааль», Бауманского рынка и других, он заявил, что главная причина этих бед – не только ошибки каких-то физических лиц, экспертов, проектировщиков или ответственных за эксплуатацию зданий, а несовершенство самой системы строительного контроля и экспертизы, в то время исключительно государственной.

Ссылаясь на выступления предыдущих ораторов, которые приводили в пример четкую организацию контроля за всем ходом строительства в ведущих зарубежных странах, в крупных госкорпорациях Российской Федерации, президент АЭОС выразил надежду, что со временем и в нашей стране повсюду будет достигнут подобный уровень.

Однако сейчас важным шагом на пути к этому можно считать разработанный Минстроем России проект Федерального закона о введении саморегулирования в строительной экспертизе, подчеркнул он.

Допустив на рынок организации негосударственной экспертизы, государство не предполагало, что число этих фирм возрастет до нынешних 800, из которых только от 50 до 100 работают качественно и соблюдая нормы законодательства. Все остальные занимаются штамповкой экспертных заключений за мзду. Поэтому предусмотренный в законопроекте контроль за работой экспертных организаций со стороны СРО, Минстроя и Ростехнадзора крайне необходим, ибо такого контроля до сих пор не было, подчеркнул А.Акимов.

Он также сообщил, что экспертные СРО будут контролировать деятельность негосударственных экспертных организаций по аналогии с изыскательскими и проектными СРО. Сейчас деятельность негосударственных экспертных организаций вообще никто не контролирует, добавил докладчик. Планируется ввести финансовую ответственность за причинение вреда и невыполнение контрактных обязательств по государственным и муниципальным закупкам.

Положительной новацией проектируемого закона, продолжал он, является выделение данного вида деятельности в отдельную сферу, в настоящее время экспертные организации могут совмещать проектирование, изыскания и экспертизу. Кроме того, благодаря созданию единого государственного реестра экспертных заключений будет обеспечена прозрачность всей системы и оцифровка всего строительного документооборота, снизятся административные барьеры в разрешительной системе строительства.

Правда, отметил А.Акимов, есть и минусы в готовящемся законопроекте. Так, вызывают вопросы предполагаемое вхождение экспертных СРО в НОПРИЗ. Мы считаем, что эти СРО должны быть отдельной сферой, отдельной вертикалью, так же как строительный контроль, выделенные в независимые структуры. Во многих промышленно развитых странах эти функции выполняют негосударственные строительные технические инспекции. Сейчас точно так и строительный контроль присутствует и у заказчиков, и у подрядчиков, и у проектировщиков. Особый вопрос вызывает членство технических заказчиков сразу в трех СРО. Есть и другие технические положения, вызывающие озабоченность.

Например, в проектируемом законе устанавливается новая норма о минимально требуемом количестве экспертов для вхождения в СРО, которое явно превышает разумные рамки. Так, например, для работы строительного контроля требуются 2 специалиста, а экспертной организации необходимо иметь не менее 5 спецов-экспертов, но с 21 аттестатом по всем направлениям в заявленной сфере - экспертизе результатов инженерных изысканий и проектной документации.

В заключение президент АЭОС выразил признательность ФАУ «Роскапстрой» за разработку новых программ подготовки и аттестации экспертов и выразил надежду, что профессиональное сообщество вместе с ним «сдвинет с места эту глыбу».

После его выступления директор ФАУ «Роскапстрой» Николай Циганов предложил включить в резолютивную часть предложения А.Акимова и других выступающих и представить их на рассмотрение главы Минстроя России.

На круглом столе выступили также вице-президент НОПРИЗ Алексей Воронцов, вице-президент ООО «НИИ проектирования, технологии и экспертизы строительства» Азарий Лапидус, директор департамента технического регулирования НОСТРОЙ Елена Фадеева и другие ораторы.

Пресс-служба Центрэкспертизы